|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 21 ноября 1911 г.


Сегодня многие из вас причастились Святых Таин, приняли в себя самого Христа, Этого Небесного Гостя. Великий это дар Божий. Но приняв Христа, нужно, стараться и удержать Его в себе. А то часто случается, что придет Он и уйдет, опять придет и снова уйдет. Впрочем, когда Он и уходит, то все-таки остается след Его присутствия, а потому нам, грешным, так важно чаще причащаться, чтобы чаще посещал нас этот Божественный Гость. В молитве перед Св. Причащением говорится: «да не на мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленнаго волка звероуловлен буду» .
Первые христиане каждый день причащались, но зато вели они жизнь равноангельскую, так что каждое мгновение готовы были предстать пред Лице Божие. Затем религиозный пламень стал остывать, и начали причащаться раз в неделю, раз в месяц, и наконец, – раз в год, а некоторые и в два года раз причащаются. Конечно, безусловно важно и спасительно причащаться, но здесь может быть и другая опасность. Если ждешь к себе Христа, то нужно прибрать свою внутреннюю храмину, а без этого причащение неполезно. А потому свв. Отцы говорят, что лучше реже причащаться, но внимательнее готовиться к сему великому Таинству. У нас собирались Старцы, чтобы решить, сколько раз нужно причащаться инокам, и было решено: что достаточно 5 раз в год: во все 4 поста, причем в Великий пост 2 раза, затем разрешается, по желанию, причащаться в день Ангела или рождения, далее по особенным причинам, в случае отъезда и т.д., но все-таки не более 6–7 раз в год, и довольно. Инокам, собственно и мирянам, но особенно инокам, нужно стараться долее удерживать в себе Христа, пока Он не сделается из Гостя Домовладыкою, как у святых людей.
Когда я был в Манчжурии , то однажды пришел ко мне на исповедь человек, чуть не 30 лет не бывший на исповеди, ни у Св. Причастия. В какие только грехи не вовлекал его враг! Теперь он спасен, а удалившись от Христа, легко и погибнуть.
Однажды, это было в Петербурге, мне рассказывал один священник из церкви преподобного Сергия, что на Литейной улице:
– Зовут меня вечером напутствовать Св. Тайнами больного. Прихожу, спрашиваю, где больной. Ко мне выходит пожилых лет мужчина, на вид совсем здоровый, и говорит, что это он для себя пригласил.
– Кощунствовать с этим великим Таинством нельзя, – отвечаю, – меня просили напутствовать больного, а вы совершенно здоровы.
– Я лет 20 не был у исповеди и Причастия, – ответил он, – вдруг какой-то голос властно говорит мне: «Ты сегодня умрешь», – оттого-то я и побезпокоил вас.
– Если так, то будем исповедываться.
Начинается исповедь, и что это была за исповедь! Душа его была, как проказою, покрыта всевозможнейшими грехами. Наконец, накладываю епитрахиль и читаю разрешительную молитву.
– Значит, все грехи прощены и я могу причаститься? – спросил он.
– Прощены, и я сейчас причащу вас.
Приготовили все, читаю молитвы и хочу причастить его, но у него сжимаются зубы, и несмотря на все усилия, он не может их разжать. Тогда он идет в свой рабочий кабинет, берет клещи и хочет разжать ими рот, но не может. Так и умер, не приняв Св. Таин. Грехи ему прощены – но отчего Господь не сподобил его причащения – это неисповедимая тайна Божия.
А принять Св. Таины – великое дело. Если бы кто из причастников умер до прошествия 24 часов после Причащения, то душа его пошла бы в рай. Бесы не могут приблизиться к такой душе, опаляемые сиянием Тела и Крови Христовой. Что же требуется для приготовления к этому великому Таинству? Во-первых, – сознание своей греховности; во-вторых, – сознавая свое собственное безсилие в деле спасения, твердая надежда на милосердие Божие. Когда мы сами своими усилиями думаем исправиться, то все не удается, все выходит клякса, и только Один Господь силен нас спасти к лучшей жизни.
– Господи, помози мне, на Тебя одна надежда! – воззовем к Господу, и Господь не презрит обращающуюся к Нему душу.
Великий наш писатель Гоголь, часто бывавший в Оптиной и возродившийся под влиянием беседы с о.Макарием, говорит в своем сочинении «Записки сумасшедшего»: «Далеко еще до воскресения».
Да, далеко еще грешной душу до воскресения, но если душа жаждет этого воскресения, то рано или поздно, а оно наступит, и, воскреснув для новой жизни здесь, она затем и там достигнет светлых райских обителей. Но есть «воскресение живота» и «воскресение суда». Можно здесь воскреснуть и «в воскресение суда», как и воскресают души, работающие греху, т.е. начинают еще более грешить, совращая в грех и других. Страшна участь грешников, но только нераскаянных. Если же человек кается во грехах своих, то Господь прощает его по безпредельному Своему милосердию. Нам, верующим во Христа, никогда не нужно приходить в уныние или, тем более, в отчаяние. Пусть отчаиваются неверы, так как жизнь без Христа, действительно, мрачна и печальна.
Одна из духовных дочерей, ведущая очень деятельную жизнь, по летам уезжает отдохнуть за границу: в Италию, Швейцарию, Германию. Однажды ехала она в Ю. Баварии. В прежнее время люди на Западе для выражения своего религиозного чувства ставили по дорогам и перекресткам каменные Распятия, из которых многие сохранились и теперь. Так и в Баварии их много. Проезжая мимо такого Распятия, она перекрестилась. Сидевший с ней рядом немец улыбнулся и сказал:
– Вы, верно, русская?
– Да, – ответила он, – я русская и православная.
– Я слышал, что в России еще верят в Бога, – продолжал немец, – а у нас уже давно этим басням никто не верит. Как это вы, по-видимому интеллигентный и образованный человек, и вдруг веруете?
– Да, я верую в Господа и Спаса моего Иисуса Христа, – ответила она, – образование нисколько не противоречит религии.
Она – человек умный, и стала ему богословски доказывать необходимость и истинность религии. Он слушал ее со вниманием.
– Но мы же живем без религии, – заметил немец, – вот у нас и образование, и промышленность и торговля – все процветает.
– А я думаю, – возразила она, – что вы только себя утешаете, а у всякого неверующего, по временам, бывает полный мрак и отчаяние.
Так промчались они над Берлином. Там есть еще надземная железная дорога, укрепленная на высоких столбах. Устроены площадки с рельсами, затем по временам станции, точно на верхушках огромных колоколен. На станциях находятся машины, благодаря котором спускаются пассажиры на землю. Здесь они простились, и немец ушел, задумавшись и сказав на прощание:
– Ваши слова наводят меня на размышление. У нас такие вопросы давно уже сданы в архив, но вы заставили меня призадуматься.
И вы тоже, детки, когда случится в этом надобность, встаньте на защиту своей веры и Христа. И, может быть, ваше простое слово произведет не меньшее впечатление, чем богословские доказательства. Но сами на такие споры не вызывайтесь. Меня иногда спрашивают:
– Что мне делать? Бываю в гостях, и вот за столом начинаются кощунственные разговоры о религиозных предметах. Хозяева одни молчат, другие поддакивают, а то и сами начинают кощунствовать. Что мне делать?
– Молчать, – отвечаю.
– Но как же молчать, когда вся душа горит?
– А тебя спрашивают?
– Нет.
– Ну, если не спрашивают, то молчи. Другое дело, если спросят, тогда не скрывай своей веры: «Нет, – ответь, – я с вами не согласна».
Такое заявление обольет их как ушатом холодной воды, но и заставит, может быть, в душе призадуматься.
Один знакомый мне доктор, потерявший веру, говорил однажды:
– Как верить, когда нынче никто не верит, а если кто и верит, то должен молчать, так как иначе засмеют.
– Да, действительно, плотские люди смеются над последователями Христовыми, а другие, боясь насмешек, малодушно молчат и не защищают свою веру. Но Христос, прозирая именно наш век, вот какие страшные слова произносит в Св. Евангелии Своем: Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Мк. 8, 38). Вы читали Евангелие?
– Полностью я его не читал, но в гимназии учил катехизис, в котором встречались тексты из Евангелия, но такого я не помню.
Я раскрыл евангелие и показал ему.
– А что будет тем, которые стыдятся Христа?
– Читайте дальше: И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 46). Мука вечная – какое ужасное состояние, и это, непременно, исполнится над грешниками.
Призадумался доктор...
Не стыдитесь же, детки, исповедывать Христа, чтобы и Он вас не постыдился. Страшное время мы переживаем. Прежде открыто гнали Христа. Говорят, например, христианину:
– Если не откажешься от своих убеждений, о мы оденем на тебя раскаленные ботинки.
– Нет, не откажусь, несите их.
И он их одевает и претерпевает мучения ради Христа. Правда, нынче на н одевают нам раскаленных ботинок, не кладут обнаженных или в одних рубашках на железные раскаленные кровати, но теперь гонения другого рода. Исповедующих Христа считают людьми отсталыми, их осыпают насмешками, сильно действующими на самолюбие, но надо все это претерпеть, чтобы остаться верными Христу. Такие нападки на веру затем перейдут в открытое гонение. Не так давно России грозила погибель. Мятежники хотели взять Москву, и уже привезены были в разобранном виде гильотины для казни всех тех, которые стоят за самодержавие, а не за республику. Но Господь спас царя и отечество наше от страшной погибели, а мы здесь сидели и ничего не знали. Телеграф был прерван, железные дороги забастовали. Мы только молились Господу о спасении Руси, не зная тех ужасов, которые происходили. Господь еще пощадил нас, грешных, за святые молитвы всех почивших и подвизающихся святых Своих, так как Он – безпредельная благость, и всегда внемлет молитвам преподобных Своих.
Святой Варсонофий Великий, современник Аввы Дорофея, говорил, что еще в VI веке Господь назначил Страшный Суд, но трое встали на молитву – один в Коринфе (прп. Илия), другой в Риме и некто в Иерусалиме (по великому смирению своему прп. Варсонофий скрыл свое имя) – и Господь пощадил мир . Как раз в это время явился Магомет, совративший многих в свое лжеучение. С.А.Нилус написал книгу о кончине мира. Она очень быстро идет. Уже все издание распродано, и приступают к новому. Дело издания этой книги поручено двум купцам. Один из них имеет огромное богатство – он поставляет зелень не только в России, но и за границей. Недавно они были у меня.
– Ну, – спрашиваю, – как идет книга?
– Книга-то идет хорошо, только от ее чтения приходим мы в полное уныние.
– Как? – говорю, – вы, верующие люди, и вдруг унываете? Пусть неверы унывают, а вам нет туда пути.
– Как же не унывать, Батюшка, если последнее время, то и торговать не хочется и ничего заводить, все равно всему конец.
– Да что с вами, ну, если бы даже кончина была, как вы думаете, если ученик отлично подготовился, нужно ему бояться экзамена?
– Чего ему бояться, если хорошо знает предмет?
– Ну, так и вам нечего бояться Страшного Суда. Ведь вы в Бога веруете?
– Конечно, веруем.
– И любите Его, и Он вам дороже всех?
– Истинно, дороже всех.
– Так и не страшитесь. Господь не отринет вас. А о времени пришествия Господня никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, токмо Отец (Мф. 24, 36).
Сегодня праздник, Введение во храм Пресвятыя Богородицы. В лице Божией Матери вошло в храм все человечество. И мы введены в храм, так как крещены во имя Христово, но этого мало: надо пребывать во храме, т.е. стремиться по силе нашей исполнять заповеди Христовы. А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а напротив, сохраняет его. Даже неверующие, только хорошие, врачи теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища, т.е., другими словами, прописывается пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни.
Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:
– Начните поститься, и все пройдет.
Она отвечает:
– А что, если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.
– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.
И, действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные церковью посты, и теперь совершенно здорова, как говорится – «кровь с молоком».
Нужно также посещать церковь, – и опять же, Господь не требует от нас ничего невозможного. Например, если человек болен, то он, молясь дома, может и не ходить в церковь, и домашняя молитва вменится ему за церковную.
Одна монахиня писала батюшке о.Анатолию: «Больна я и должна лежать в постели. Там-то, в храме, поют: «Хвалите имя Господне...», а я, прикованная к одру, не могу принять участие в молитве церковной». О.Анатолий ответил: «И ты можешь быть у Всенощной». Пишет ему снова: «Батюшка, вы меня не поняли, болезнь не позволяет мне сойти с постели». – «Нет, – ответил ей Старец, – и ты можешь быть у Всенощной – твори молитву Иисусову по четкам: 30 раз обернешь четки, т.е. сотворишь 3000 молитв, – и это заменит Всенощную, даже больше, так как болезнь, переносимая, хотя со скорбью, но безропотно, с сознанием, что послана за грехи, имеет большую очистительную силу».
Может быть и такой случай. Положим, какая-нибудь девица по службе не может отлучиться в церковь. Пусть она и дома находится, но за ней всякую минуту могут прислать, и, если не явится, то может лишиться места. Уйти в церковь, следовательно, ей нельзя. Но если она дома начнет творить Иисусову молитву, или какую-нибудь другую, то это Господь примет вместо церковной.
Иногда в церкви случаются с нами искушения.
Например, одна духовная дочь моя каялась мне:
– Вот, – говорит она, – приду в церковь и молюсь: «Господи, помози мне Тебе помолиться» (да, об этом нужно просить Бога), вначале стою внимательно, а как только пропоют Херувимскую, так и пойду обеды заказывать.
– Как это?
– Конечно, не чувственно, а мысленно, что поделаешь с таким искушением?
Надо стараться навыкнуть исполнять заповеди Христовы, чтобы не отречься от Него во время гонений. Страшное будет время антихриста.
Вначале откажут от места всем тем, которые не захотят подписать отречение от веры Христовой и признать другого Христа. Велико будет искушение тому, кто живет исключительно службою, ведь его выбросят на улицу, а у него и жена, и дети еще учатся; если же отрекутся, то оставят на прежних местах. А между тем, кто отвергнется Христа Бога, того и Он отвергнется. Затем гонения еще увеличатся и начнут мучить исповедников Христовых.
Впрочем, не надо бояться наступления этого времени, надо страшиться только нарушать заповеди Господни, и Господь спасет нас по неизреченной Своей милости.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .